Развитие моторики у детей — лучшие способы разработки мелкой моторики у детей на разных этапах развития (85 фото)

Активная двигательная функция кистей рук и пальцев является залогом того, что ребенок обладает способностью логического мышления, рассудительностью, концентрацией внимания, воображением. Он находится в состоянии готовности дальнейшего развития памяти, устной речи, объективно воспринимать окружающий мир.

Школьные учителя начальных классов подтверждают, что развитая мелкая моторика позволяет ребенку быстро осваивать разговорную речь, правописание, развивать логику мышления.

Дадим определение мелкой моторике

Синхронизированные и четко слаженные движения пальцев и кистей рук, координируемые нервной и мышечной системой, органами зрения и слуха, специалисты называют мелкой моторикой.

Развитие речи и мышления ребенка, находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики. Развивать эту способность рекомендуют сразу после рождения ребенка.

Почему важно развивать моторику?

Каждый ребенок развивается индивидуально. Впервые увидев свои руки, ребенок с любопытством их разглядывает, затем совершает неуверенные попытки сжимания и разжимания кистей рук, хватая игрушку.

Уровень развития кистевой активности рук ребенка самым непосредственным образом влияет на качество его дальнейшей жизни:

  • способность совершать скоординированные действия руками, это необходимый элемент комфортной повседневной жизни;
  • двигательная активность кистей рук и пальцев крайне важна для формирования нормальной психики ребенка;
  • развитая мелкая моторика, это основной критерий, по которому можно судить о степени подготовки ребенка принимать знания;

Низкая кистевая и пальцевая активность может иметь для ребенка негативные последствия:

  • ребенку непросто интегрироваться в школьный учебный процесс, трудно усваивается новая тема;
  • заметен низкий уровень концентрации внимания, невысокая творческая активность, примитивная фантазия, мыслительные процессы идут замедленно;
  • связь между мозговым центром рукой слабая, вследствие чего, ребенку сложно провести ровную линию, распределить на листе фигуры;

С рождения развиваем моторику ребенка

Развитие моторики ребенка включается в активную фазу, как только появился на свет маленький человек. На каждом определенном этапе своего возраста ему нужно уметь выполнять определенные упражнения.

Это своего рода диагностика, ее проводит опытный детский психолог. Наблюдая за выполнением конкретных предложенных упражнений, психолог диагностирует уровень пальцевой и кистевой активности рук.

Рассмотрим эти упражнения по возрастным группам:

До полугода

Проявляя рефлекс, совершает беспорядочные движения ногами и руками. Ребенок с любопытством хватает игрушку одинаково левой и правой рукой. Координирует повороты головы и своего взгляда. Поворачивает голову в сторону голоса родителя.

До года

Теперь движения рук и ног становятся более скоординированными. Он может переложить игрушку из одной руки в другую, а размер ее может намного меньшим.  Может толкать и бросать игрушки одной рукой или ногой, листать страницы книг.

До двух лет

Мышцы спины достаточно укрепились у малыша, для поддержания устойчивого равновесия во время сидячих игр. Возрастает активность пользования руками, как левой так и правой во время игр. В конце этого периода, как правило, определяется какая рука будет доминирующей.

До трех лет

Ребенок в этом возрасте лучше контролирует свое тело. Задействуют чаще мышцы предплечья и кисти. В этом возрасте ребенок должен с помощью ножниц разрезать произвольно лист бумаги, рисовать окружности, линии, пытаться создавать рисунок.

До четырех лет

Малыш создает рисунки, используя две руки. Доминантной рукой он держит правильно карандаш, а вспомогательной придерживает бумагу. Также он должен в течении непродолжительного времени пальцем рисовать в воздухе примерно одинаковые фигурки.

Далее следует упражнение, в котором ребенку предлагается расстегнуть и застегнуть пуговицу и зашнуровать ботинок. Можно считать, что ребенок готов осваивать письменность.

До пяти лет

Развитие активности пальцев, позволяет ребенку не задействовать предплечье при раскрашивании, а обходиться кистью и пальцами.

При раскрашивании кистью, нет выхода за контур фигуры. Ребенку предлагают выполнить упражнение, при котором он соединяет в форме кольца большой и указательный пальцы, а остальные направленны вверх.

До шести лет

В этом возрасте видна координация и гармония движения рук ребенка. Теперь ножницы, кисть, карандаш ребенок держит по-взрослому. Уделяет внимание раскрашиванию мелких деталей рисунка.

В случае, если по результатам проведенной диагностики будет выявлено отставание в развитии функции движения рук, следует уделить внимательность в этом случае, получить у специалиста необходимые упражнения и проводить занятия с ребенком самостоятельно, развивая двигательную активность пальцев.

Рекомендации различных видов упражнений

Представленные упражнения помогают развить ловкость, точность, координацию движения пальцев рук.

Массирование

Каждый день тщательным образом делаем ребенку массирующими движениями массаж каждого пальчика, ладони, кисти руки и предплечья. В процессе массажа происходит активация речевых центров головного мозга, повышается иммунитет, укрепляется контакт с ребенком.

Бобовые ванночки

Очень забавное занятие, которое дает хорошие результаты, развивая координацию пальцев. В емкость насыпают любые имеющиеся дома бобовые: горох, фасоль, чечевица, бобы и в глубине схоронить мелкие игрушки. Ребенок, погружая кисти рук в бобовые, отыскивает игрушки.

Лепнина

Исходным материалом может быть все доступное из перечисленного: пресное тесто, синтетическая пластическая масса, природная пластическая масса глинистых отложений и других подручных материалов.

Малыш, занимаясь лепкой, творчески само выражается в своих творениях, проявляет и развивает фантазию. Кроме этого происходит развитие гибкости и подвижности пальцев, влияет на улучшение речи.

Игра с крупами

Вполне доступное для любого дома занятие. Смешиваем горох, фасоль и бобы в одной емкости. Ребенок садится и перебирает каждую в отдельную посуду. При перемешивании круп, растирая в руках, происходит активное массирование биологически активных точек на ладонях рук.

Портрет-мозаика

Занятие подобными играми оказывают положительный эффект, улучшая двигательную активность пальцев и кистей рук, у ребенка развивается сообразительность мышления, раскрывается творческий потенциал.

Пальцевая игра

Гимнастика для пальцев рук может быть любой, которая понравится. Это и свободные похлопывания вместе и порознь кистями рук по столу, а также постукивание пальцами обеих рук и каждой поочередно по столу, можно имитировать игру на баяне, гитаре, фортепиано. Можно катать между ладонями карандаш или маленький шарик.

Зашнуровать и расшнуровать

Сегодня в специализированных торговых центрах, развивающие игрушки представлены богатым ассортиментом игр со шнурками. Для дальнейшей жизни ребенка важно освоить этот опыт шнуровки кроссовок. Прекрасно развивается двигательная активность пальцев и кистей рук, вырабатывается терпение.

Пуговицы

Такая игра будет способствовать не только развитию моторики, но ребенок научится сенсорным путем понять где большая пуговица, а где маленькая. Нанизываем на нитку поочередно пуговицы и бусинки.

На отдельную ткань пришиваем пуговицы разного размера, а на другую ткань делаем петли разного размера. Это занятие будет развивать у ребенка сообразительность и ловкость рук.

Фото способов развития моторики у детей

Помогите проекту, раскажите друзьям:    
Спасибо за лайк;)  
0

Оставить комментарий

avatar
Scroll Up