Сказкотерапия: особенности лечения, терапевтические сказки и методы их чтения для малышей

В современной психологии существует множество интересных и нетрадиционных методов диагностики и коррекции психоэмоционального развития личности взрослых и детей.

В последнее время всё большую популярность набирает метод сказкотерапии. В России это течение практической психологии возникло относительно недавно, около 20 лет назад, но уже сейчас метод набирает большую популярность и имеет положительные результаты применения как для взрослых, так и для детей.

Сказкотерапия для дошкольников и детей любого возраста ориентирована на донесение до ребёнка в понятной и приятной ему форме способов решения его проблем и сомнений.

В чем секрет эффекта сказкотерапии

Сказка как форма народного фольклора всегда несла в себе развлекательную и поучительную функции. Эффект применения сказкотерапии как формы коррекции личности основан, прежде всего, на поучительной функции информации, которую несёт в себе сказка.

Как правильно рассказывать сказку

Про терапию сказкой можно отметить, что эффективность ее применения кроется в следующих принципиальных моментах:

  • не содержит прямых указаний, не заставляет делать что-то помимо воли;
  • учит нравственным и моральным ценностям: добру, дружбе, любви, милосердию, взаимопомощи;
  • имеет эмоциональный отклик слушающего сказку, что позволяет запомнить сказку, закрепить картинки, возникающие при прочтении или прослушивании в воображении надолго;
  • предоставляет возможность увидеть себя или свою проблему со стороны и оценить её объективно;
  • присутствует момент обучение во время работы со сказкой.

Как можно донести сказку до ребёнка

Основным положением методики сказкотерапии является то, что люди любого возраста, особенно дети нуждаются в красивой и по-настоящему сказочной, волшебной истории.

При общении с ребёнком нужно понимать, что для того, чтобы сделать историю понятной и передать важную мысль, говорящий должен донести историю на понятном языке.

На языке фантазии и воображения. Это, должны быть, своего рода, средства терапии с помощью сказки и они могут быть следующие:

Сказку можно рассказать или сочинить самому. Такой метод подходит для ребёнка, начиная с возраста, когда он сам может сочинять сказки.

Сказочную историю можно нарисовать. Цветовое решение картинок позволяет провести дополнительный анализ проблем ребёнка.

Сказку можно изобразить с помощью театрализованного представления с куклами. При этом, куклу для представления лучше изготовить ребёнку самому, чтобы он мог выбрать его внешность, костюм, решая тем самым эмоциональные комплексы своего отношения с окружающим миром.

В более взрослом возрасте сказку можно разыграть самому ребёнку, примерив на себя соответствующую роль.

Какую сказку нужно выбирать

Чтобы добиться высоких результатов терапии с помощью сказки, подбор сказки должен производиться индивидуально. Сказка должна учитывать возраст, проблемы и потребности того, для кого она рассказывается.

В сказке следует избегать двояких ситуаций, нечеткого разграничения плохого и хорошего, злых и добрых персонажей. И самое главное, что сказка должна быть понятна и приятна слушателю. А решения проблемы простым.

Какие сказки можно рассказать детям

Примерами сказкотерапии могут быть как русские сказки, так и сказки народов мира, кроме того, сказка может быть придумана индивидуально под проблему ребёнка или взрослого.

Детям необходимо рассказывать сказки, в которых есть смысл и морально-нравственные уроки, а также эмоциональный окрас.

Это могут быть сказки:

  • о добре (Морозко, Золушка, Красавица и Чудовище);
  • о верности (Маугли, Каштанка, Пастушка и трубочист);
  • о любви и дружбе (Аленький цветочек, Дюймовочка, Котёнок);
  • о справедливости (Мы делили апельсин, Журавль и Цапля, Три толстяка).

Значение сказки в процессе развития ребёнка

Сказкотерапия как метод психологического воздействия на развитие ребёнка способна благополучно решать многие сложности детского мировосприятия.

Одним из значимых направлений личностной корректировки ребёнка является развитие речи посредством сказкотерапии. В данном случае развитие речи происходит через процесс прослушивания и рассказ ребёнком запомнившихся подробностей услышанной сказки.

Так как, сказки применяемые для терапии сказкой имеют яркое наполнение и эмоциональный окрас, развитие речи детей происходит по принципу максимально близкого повтора услышанных подробностей сказки, в результате которого речь ребёнка наполняется новыми словами и речевыми оборотами.

Сказкотерапия как метод психологической корректировки личности вошла в практическую психологию относительно недавно, но уже успела занять прочные позиции по эффективности и широте применения данного метода на практике.

Сказки любят как дети, так и взрослые. Но, особенно данный метод любим детьми, этим и объясняется его высокая эффективность.

Фото сказкотерапии

Помогите проекту, раскажите друзьям:    
Спасибо за лайк;)  
0

3
Оставить комментарий

avatar
Ирина
Ирина

Для моего сына волшебными в прямом смысле были сказки Пушкина, которые я начинала читать, когда надо было его уложить спать или успокоить. Я всегда читала их ему с выражением, даже когда он был грудной. Сначала его успокаивал и убаюкивал мой голос, а с возрастом он уже осмысленно слушал и многое знал наизусть.

Анастасия
Анастасия

Мой сынишка никогда без сказки не засыпает! Особенно любит, чтобы сказки ему читала именно я, ведь, как он сказал однажды «у папы совсем не интересные сказки»)) Мне кажется, что это очень здорово, что через сказки с самого раннего возраста мы можем начинать учить ребенка о том, что хорошо и что плохо. Вместе с этим мы развиваем воображение ребенка и закладываем фундаментальные ценности и понятия.

Scroll Up